История УМВД России по Вологодской области

29 сентября 1937 года - дата основания УМВД России по Вологодской области

Очерк «История вологодской полиции»

К середине 1710-х годов в России сложились все условия для появления специальной службы охраны правопорядка, которая бы смогла обеспечить исполнение законодательных инициатив «регулярного» государства, созданного Петром I.  Именно при нем, в русском языке и российском обиходе, как политико-административном, так и в бытовом, появилось слово «полиция». Этот специфический термин восходит к трудам Аристотеля и характеризует организацию управления древнегреческих полисов (городов-государств). В смысле системы мер, применяемых для управления городом, это слово стало употребляться в Западной Европе с конца XV века. Постепенно понимание функций полиции сужалось, сводя их к охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а сам термин стал определять не только систему мер, но и выполнявшее их учреждение.

Этим западноевропейским опытом и воспользовался Петр в ходе своих преобразований. История российской полиции как регулярного государственного органа ведет свой отсчет с 1715 года, когда в Санкт-Петербурге была учреждена полицмейстерская канцелярия. Три года спустя,  5 июня (25 мая по старому стилю) 1718 года Петр I издал указ об учреждении должности генерал-полицмейстера, поставив его во главе ранее учрежденной канцелярии. 30 (19) января 1722 года появился указ «О бытии полиции в Москве», в соответствии с которым в первопрестольной столице была учреждена должность обер-полицмейстера.

К обязанностям полиции были причислены поимка воров, надзор за гулящими людьми, прекращение драк и ссор на улицах, наблюдение за выполнением строительных и противопожарных правил, за устройством и чистотою улиц, безвредности продаваемых жизненных припасов, недопущение обмера, обвеса и других обманов при торговле. Особенностями полицейской деятельности того периода было присвоение некоторых несвойственных полиции функций, отсутствие указания на меры и способы к выполнению обязанностей полиции; часть полицейских функций выполнялась также сохранившимися с допетровского периода учреждениями.

Законодатель эмпирическим путем выстраивал модель регулярной полиции. Создавая полицейскую службу, правительство первоначально пошло по пути наделения реформируемых местных органов управления полицейскими функциями. В январе 1719 года были изданы «Инструкция» и «Наказ воеводам», в которых впервые законодателем был употреблен термин «земская полиция». Наделение полицейскими функциями различных органов власти и управления не способствовало формированию регулярной полиции. Обладавшие полицейской властью представители управленческих структур различных отраслей превращали ее в орудие, направленное на достижение  личных интересов.

Попытка определить полицию как орган государства была сделана в принятом 16 января 1721 года «Регламенте или Уставе Главного магистрата», Среди функций Главного Магистрата намечалась задача «добрую полицию учредить». Высокое назначение полиции в столь же высоком стиле раскрывалось в посвященной ей главе Регламента. «...Полиция, – говорилось там, – особливое свое состояние имеет; а именно: оная споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучении, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу, чинит добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне, и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах, и все явные погрешения, призирает нищих, бедных, больных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце ж над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». После издания «Регламента или Устава Главного магистрата» полицию стали считать органом, подчиненным магистрату. В результате, магистраты, а затем ратуши, как органы городского самоуправления, оказались наделены кроме прочих и полицейскими функциями.

В 1733 году была сделана попытка распространить действие полицейских учреждений на ряд других губернских и провинциальных городов империи, в числе которых была Вологда. Предлагалось в провинциальных городах (включавших Вологду) определить по одному достойного к тому офицера в чине поручика из имевшихся на местах гарнизонов в полицмейстеры, для караулов и содержания съезжих дворов по одному унтер-офицеру и капралу, по 6 рядовых, по два канцелярских служителя. Местные полиции должны были получить инструкции и состоять далее в подчинении Главной полиции. 25 апреля 1733 года была получена резолюция императрицы «Быть по сему представлению в показанных городам полициям…».

Между тем, создание в провинции специальных полицейских органов надолго задержалось, а полицейские функции по-прежнему исполнялись органами местного управления. Это объяснялось тем, что подавляющее большинство крестьян находилось в крепостной зависимости и подчинялось полицейской власти вотчинной администрации. Обеспечение внутренней безопасности достигалось преследованием и искоренением разбоев и грабежей, розыском и поимкой беглых, ликвидацией разбойных укрытых скопищ, а также охранением населения от повальных болезней (эпидемий) и от пожаров. Для следственных дел выделялись особые служебные помещения, охранявшиеся солдатом из воинской команды, которая при надобности использовалась и для конвоя задержанных или подследственных. Следственные действия, кроме назначаемых или выборных от населения полицейских служителей осуществлялись посылаемыми из столицы армейскими офицерами – сыщиками. Правовой базой их деятельности стал утвержденный 30 ноября 1710 года «Наказ сыщику о поимке воров и разбойников и об исследовании их преступлений».

Первые документально подтвержденные попытки учредить регулярную полицию в уездных городах Вологодчины относятся к 1750-м годам. В июне 1752 года в Тотьме, уездном городе Вологодской провинции Архангелогородской губернии указом императрицы Елизаветы Петровны функции поддержания порядка были возложены на прапорщика Ивана Скорбеева, осуществлявшего здесь подушный сбор. Ему вменялось в обязанность учреждение в городе рогаток и караулов, предупреждение пожарных случаев и прочих опасностей, падежа скота, смотрение мер и весов, чистоты в городе, строения мостов и разных неисправностей. 5 июня 1752 году из Тотемской воеводской канцелярии в Тотемский магистрат была послана промемория, в которой предписывалось, в частности «к градской чистоте и к предосторожности от всяких опасных случаев определить соцких, пятидесяцких и десяцких, как то полицейской инструкцией велено, и кто именно определены будут объявить о сем». В ответ из магистрата были присланы «соцкой с товарыщи» – всего 13 человек и именной реестр определенных к службе. Это были: в городе сотские: Григорий Терехов, Филип Чернышев, десятские: Иван Молоковской, Федор Калинов, Иван Болонин, Василий Кожин, Яков Шычов, Алексей Стариков, Федор Кожин, Тимофей Всевидов; в Зеленской слободе пятидесятский Иван Чекалев, десятские: Иван Попов, Яков Черепанов.

О дальнейшем ходе дел говорится, что «оными соцкими и десяцкими почти никакого действительного исполнения чинено не было», к тому же спустя некоторое время и являться на службу они перестали. На замену им также никого не прислали. В мае 1756 года ситуация в Тотьме была признана неблагополучной: никакого исполнения с полицией не учинено, никакое полицейское правление не учреждено, «службу оного не видно, не токмо в день, но и в ночное время во всем городе ни единого караула нет».

2 апреля (22 марта) 1762 года последовал указ Петра III об учреждении полицмейстеров и полиции во всех губернских и провинциальных городах, где полиции еще не было.. Однако в официальном издании – «Адрес-календаре Российской империи на лето 1765» - о существовании должности полицмейстера в системе местной власти или определении кого-либо в должность полицмейстера в городах Вологодской, Устюгской или Белозерской провинции не упоминается. Полицейские дела по-прежнему оставались в руках воеводских канцелярий и ранее определенных к ним лиц.

Толчком к формированию разветвлённой сети административно-полицейских органов на территории России явилась Крестьянская война 1773–1775 годов под предводительством Е.И. Пугачёва. Война отчётливо выявила уязвимое место сложившейся в XVIII веке в России дворянской империи – слабость власти на местах.

Начало административной и полицейской реформам в Вологодской провинции положил указ «Об учреждении Вологодской губернии и о переименовании некоторых селений городами» от 25 января 1780 года. Проведение реформы было поручено Ярославскому и Вологодскому генерал-губернатору Алексею Петровичу Мельгунову. Управление наместничеством вверялось наместнику, или генерал-губернатору, который являлся председателем коллегиального органа – губернского правления. Помимо него, присутствие правления составляли губернатор и два советника. Правление следило за исполнением законов, должно было заблаговременно пресекать беспорядки и сохранять «благонравие», мир и тишину. В его ведении находились уездные административно-полицейские органы, так называемые нижние земские суды. Нижние земские суды были коллегиальными органами. Штат (присутствие) нижнего земского суда составляли земский исправник и заседатели. Низовой аппарат земской полиции составляли выборные сотские и десятские. Служба в этих должностях являлась достаточно обременительной повинностью. В уездных городах Вологодского наместничества за городскую полицию отвечал назначенный городничий, а в Вологде и Великом Устюге, где стояли воинские гарнизоны – коменданты.

8 апреля 1782 года был издан «Устав благочиния или полицейский» по которому в стране была реформирована городская полиция. Строки «Устава» гласили: «в каждом городе благочиние поручается единому месту, которое в каждом городе учреждается под названием управа благочиния или полицейская». На практике Управы благочиния существовали только в губернском городе Вологде и Великом Устюге, открытые в 1786 году. Всего в Вологодском наместничестве функционировали двенадцать отдельных земских и городских полиций.

Начало правления императора Александра I ознаменовалось министерской реформой от 8 сентября 1802 года. Было образовано восемь министерств, в том числе Министерство внутренних дел (МВД). В нем было образовано четыре структурных подразделения (экспедиции). Управление полицией находилось в компетенции второй экспедиции – «экспедиции спокойствия и благочиния». Одной из первоочередных задач новообразованного министерства внутренних дел являлось упорядочивание структуры полицейских органов. Тогда же были утверждены штаты вологодской городской полиции, которую с 1805 года возглавлял полицмейстер. Первым вологодским полицмейстером стал Аполлон Александрович Волков. Город разделялся на три полицейских части, в каждую были определены по одному частному приставу и два квартальных надзирателя. В их подчинении находилось по десятку полицейских служителей. В структуру полиции вошла и пожарная часть во главе с брандмейстером.

С момента основания вологодская городская полиция располагалась в отдельном здании близ губернских присутственных мест и занимала 5 помещений, два из которых были заняты архивом.

В  1810 году по проекту губернского архитектора И.А. Фохта в трех частях города были  возведены из дерева съезжие дома (полицейские участки). 16 июля 1819 года Дума принимает  решение обустроить съезжие дома и возвести на каждом пожарную каланчу.

 В 1853 году в каждой из трех частей города были выстроены каменные здания полицейской и пожарной частей с пожарной каланчой. Первый полицейский участок располагался на углу Малой Духовской и Козленской улиц (ныне угол Пушкинской и  Козленской), второй – на Малой Архангельской улице (ныне ул. Маяковского). В начале современной  улицы Чернышевского сохранилось здание третьего полицейского участка.

Определенные изменения в работу городской полиции внесло создание внутренней стражи. Положение о внутренней страже от 3 июля 1811 года вывело штатные воинские команды из ведения полицмейстеров и городничих. С этих пор помощь воинских команд полиции стала ограничиваться делами по исполнению законов, судебных приговоров и проч. После 1811 года полицейские власти, особенно в уездных городах, стали в значительной мере опираться на  выборных от горожан десятских.

Потребность в улучшении работы земской полиции привела к появлению в 1837 году «Положения о земской полиции», вступившем в действие с 1 января 1838 года. Основной смысл реформы заключался в расширении аппарата полиции в уездах и приближении его к населению. Создавались полицейские участки (станы), во главе со становыми приставами, подчиненные земскому исправнику. Становые приставы назначались губернатором «преимущественно из местных, имеющих в той губернии недвижимую собственность, дворян» и постоянно находились в пределах своего участка (стана). Тем самым создавался институт, являвшимся своеобразным прообразом современного института участковых уполномоченных полиции. Как и прежде, непосредственный надзор за «благочинием», исполнение распоряжений земского суда, земского исправника и становых приставов возлагалось на сельскую (земскую) полицию – сотских и десятских, которые в селениях государственных крестьян избирались, а в удельных имениях – назначались. В посадах, местечках и заштатных городах, не имевших особой городской полиции, вводились должности «тысяцких» и «пятисотских», назначавшихся земским исправником и действовавших под непосредственным надзором станового пристава.

«Положение о земской полиции» 1837 года уточнили и расширили круг деятельности земских полицейских управлений. На полицию возлагалось наблюдение за исполнением законов, обеспечение безопасности, дела общественного благоустройства, казенного, судебного и военного ведомств, проведение следствия по выявленным преступлениям, обнародование указов правительства, рассылка (через сотских и десятских) предписаний Духовного Ведомства, с целью последующего обнародования и прочтения в церквях, регулярные отчеты о проделанной работе перед губернским правлением о людях, содержащихся под стражей, о решённых и не решённых делах, о лицах, состоящих под надзором полиции, перед Казенной палатой о расходовании средств, выделяемых на содержание городской полиции или земского суда, о поступлении всякого рода сборов и пошлин, предоставлять  разного рода информацию и др.

Обширное делопроизводство отвлекало полицию от решения непосредственно полицейских задач. Поэтому в 1851 году Министерство внутренних дел предписало в числе прочих вологодскому гражданскому губернатору сократить делопроизводство. Отменялось предоставление начальнику губернии сведений о ходе следствий по происшествиям, о последствиях происшествий, о числе потомственных и личных дворян, о числе раскольников разных сект, об отпускных нижних чинах, о неисполненных предписаниях начальника губернии, о классных чинах, состоящих на службе. Те не менее, это лишь незначительно уменьшило объём дел, которыми должна была заниматься полиция.

В связи с реформированием всех сторон жизни в 1860–-1870-е годы перестройке подверглась и деятельность полиции. На момент создания в 1862 году Вологодское городское полицейское управление состояло из девяти штатных единиц – полицмейстера, секретаря, трех городских приставов и четырех их помощников. При управлении также находилась канцелярия. Полицейская команда в Вологде состояла из сорока четырех нижних чинов. С течением времени штаты Вологодского городского полицейского управления расширялись. В составе должностей управления в 1899 году значились: полицмейстер, секретарь, городской врач, заведующий делопроизводитель уголовного стола, заведующий делопроизводитель гражданского стола, заведующий регистратурой, околоточные надзиратели.

Уездные полицейские управления  в Вологодской губернии были образованы в 1863 году на основании  «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний». Согласно им в Вологодской губернии прежние полицейские органы (городничий и его канцелярия, земский исправник и земский суд) объединились в уездное полицейское управление, во главе которого стоял исправник, назначаемый губернатором из местных дворян. Штаты уездных полицейских управлений в 1862 году кроме исправника включали его помощника, секретаря, столоначальников, регистратора, становых приставов. В уездных городах также в штате был полицейский надзиратель.

В пореформенный период должность городничего была упразднена. Полицией уездного города мог руководить либо полицейский надзиратель (если городок был небольшим), либо городской пристав (в более крупных городах). В подчинении станового пристава находились сотские и десятские, а с 1878 года – урядники. В Вологодской губернии в 1894 году было 100 участков полицейских урядников. Урядник – нижний чин уездной полиции (нынешний аналог – сельский участковый). Он ведал частью стана и должен был помогать становому приставу в исполнении полицейских обязанностей и в надзоре за сотскими и десятскими. До 1887 года полицейские урядники имели полномочия по ведению следствия, поддержке обвинения по уголовным делам, ведению делопроизводства.

Описывая деятельность уездной полиции, крестьяне Череповецкого уезда Новгородской губернии в конце XIX в. рассказывали: «Исправник живет в городе, никогда не ездит в наше село, но как-то крестьяне более боятся с ним встречи. Приказания исправник делает через старост. Все приказания исправника исполняются крестьянами в точности, так что не было еще примера, чтобы кто-нибудь из крестьян был им наказан за ослушание. Становой пристав тоже живет в городе, крестьяне видят его чаще, так как ему приходится чаще быть в селе по делам. Встречи с ним не боятся, так как в разговоре с крестьянами он не прибегает к застращиванью и запугиванью. Во время приезда станового, крестьяне, подойдя к нему, снимают шапку и кланяются. Становой любит с ними иногда пошутить, что очень им нравится. Урядник, сотский и десятский эти скорей готовы из себя сыграть строгое начальство и обращаются иногда довольно грубо при исполнении своих обязанностей, зато крестьяне их не очень уважают и они не пользуются особенным почетом».

Двадцать семь лет вологодской уездной полицией руководил Николай Павлович Васильев. После окончания вологодской гимназии, с 1852 по 1861 год находился на военной службе, дослужившись до чина поручика российской императорской армии. В 1862 году вышел в бессрочный отпуск, в 1863 году был избран вологодским дворянством на должность вологодского земского исправника и возглавил Вологодское уездное полицейское управление. Оставил свою должность Н.П. Васильев в связи со смертью от воспаления в лёгких в 1891 году. Похоронен на кладбище Вологодского Спасо-Каменного Свято-Духова монастыря.

Продолжавшееся в пореформенный период совершенствование российской полиции обусловило предъявление новых требований к комплектованию кадрового аппарата. В 1880 году МВД рекомендовало использовать опыт Гродненской губернии, открывшей приготовительную школу урядников. В этом же году в Вологодская губернии началась работа по открытию школы урядников. Школу для низших чинов полиции в Вологде открыли в 1892 году.

Начало XX века не принесло серьезных изменений в систему вертикали административной власти в Вологодской губернии. До 1917 года не существовало лица или органа, которые бы профессионально возглавляли и координировали деятельность полиции в губернии: номинальное руководство полицией оставалось за губернатором и губернским правлением. Губернатору Вологодской губернии, являвшемуся чиновником МВД подчинялись вологодское городское полицейское управление во главе с полицмейстером и десять уездных полицейских управлений во главе с уездным полицейским исправником каждое.

Существенным и едва ли не единственным изменением в начале ХХ века изменением в структуре полиции стало создание в 1903 году сельской полицейской стражи, которое было связано с обострением социальной напряженности в деревне и нарастанием количества крестьянских выступлений. Сельская стража учреждалась для «охранения благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции». Она должна была заменить собой выборную сельскую полицию и составить вооруженную опору действиям становых приставов. Вместо выборных от крестьянства сотских, которые несли вспомогательную полицейскую службу в порядке повинности под руководством урядников, были учреждены штатные должности сельских стражников, которые становились государственными служащими в качестве низших полицейских чинов. Таким образом, аппарат полиции был расширен. Натуральная полицейская повинность для крестьян была заменена специальным денежным сбором, что и составило материальное обеспечение стражи.

Другим нововведением стало учреждение в губерниях сыскных отделений. Такого рода органы стали создаваться с конца XIX века при канцеляриях полицмейстеров. В 1908 году был принят закон, регламентировавший их деятельность и распространивший их на всю страну. Сыскные отделения создавались в составе полицейских управлений губернских и других значительных городов для «производства розыска по делам общеуголовного характера, как в городах, так и в уездах». В состав сыскных отделений входили начальник отделения, полицейские надзиратели и городовые . В том же 1908 году такое отделение было создано в Вологде.

В 1911 году в Вологде была предпринята вторая попытка организовать обучение полицейских кадров. По инициативе вологодского губернатора 12 февраля 1911 года была открыта школа урядников, заведование которой было возложено на вологодского уездного исправника Николая Трофимовича Антоновича. Этот опыт привлек широкое внимание и был освещен в журнале «Вестник полиции».

Незадолго до начала Первой мировой войны у дореволюционных стражей порядка впервые появился свой профессиональный праздник. 7 декабря 1913 года император Николай II утвердил 5 октября (по старому стилю) во имя святителя Алексия митрополита Московского ежегодным Днем полиции. Обращаясь в поздравительной телеграмме к череповецким полицейским, направленной 6 октября 1915 года, новгородский губернатор Н. Иславин отмечал: «…горжусь деятельностью чинов полиции в настоящее тяжелое время, не сомневаюсь, что и в будущем чины полиции от мала до велика отдадут все силы на служение родине, царю и августейшему имениннику наследнику цесаревичу».

В конце февраля 1917 года в России была свергнута власть самодержавного монарха. Одними из первых мероприятий Временного правительства стали ликвидация корпуса жандармов и департамента полиции (постановления от 6 и 10 марта 1917 года). Старую полицию должна была заменить «народная милиция». Инициатива замены исходила от Петроградского Совета, бывшего на тот момент одной из ветвей установившегося в центре и на местах двоевластия. Правительство именовало первое время народную милицию «общественной полицией». Определенность в сложившейся ситуации внесли постановления Временного правительства 17 апреля 1917 года «Об учреждении милиции» и «Временном положении о милиции»: милиция была объявлена исполнительным органом государственной власти на местах, состоящим в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений.

В Вологду весть о петроградских событиях пришла на исходе февраля 1917 года. На митинге в паровозном цехе Главных железнодорожных мастерских из лидер вологодских эсеров К.А. Новиков, работавший в Вологодском обществе сельского хозяйства предложил организовать отряд милиции для разоружения вологодской полиции. Рабочие вступили в этот отряд и отправились в штаб милиции, где вооружились несколькими револьверами и отправились занимать полицейские участки. Полиция не оказывала им сопротивления. На следующий день уже хорошо вооруженная милиция под командой эсера С.С. Маслова направилась в губернское жандармское управление и разоружила также не оказавших сопротивления жандармов. После прихода из Петрограда распоряжений о роспуске полиции и формированию милиции работой по ее формированию занялись Н.В. Сигорский и И.А. Саммер.

Изначально новая милиция представляла собой противоположность старой полиции. Само происхождение термина связывало новый орган не столько с государственной службой, сколько с вооруженным ополчением народа. Руководство милиции было выборным, формировалась она из добровольцев. Сотрудники милиции не имели формы, их отличительным знаком была нарукавная повязка с буквами «ГМ». В «Вологодских губернских ведомостях» 10 марта 1917 года было опубликовано «Положение об учреждении вологодской городской милиции». В Положении сообщалось, что управление вологодской милиции помещается в здании городских присутственных мест (сегодня это здание музыкальной школы №1 на площади Революции).

В Положении также извещалось, что управление милиции помещается в здании городских присутственных мест.